Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минёт ли в этот раз?
Александр Твардовский.
«Василий Теркин»
ПРОЛОГ
Свое исследование мне хотелось бы начать со слов одного из мудрецов древности: «Жизнь человеческая – словно свеча над раскрытой книгой. Не в нашей власти – увы! – удлинить свечу до бесконечности. Но в нашей власти – выбрать книгу, ради прочтения которой стоит этой свече гореть». К сожалению, точный источник этой фразы мне неизвестен, но это ничего не меняет. Главное здесь состоит в том, что моей «свече» стоило гореть при разработке данной темы хотя бы ради того, чтобы и читатель без лишних сомнений не жалел бы своей «свечи» при прочтении получившейся книги.
Идет по земле XXI век, жизнь давно уже вошла в свою колею, все вроде бы устоялось и движется своим чередом. Что было, то давно уж прошло. Что-то прочно забылось, что-то погружается в забытье. Для бытовых житейских частностей это правильно, но все же люди в периоды великих потрясений проявляют в массовом порядке такое, что не может быть забыто никогда.
Отшумела неистовыми боевыми схватками, отгремела яростными огневыми налетами и бомбежками, отлилась безмерной кровью Великая Отечественная война. Вечной и неувядаемой славой покрыты героические подвиги защитников Отечества.
В их рядах достойное место занимали и курсанты военных училищ Северо-Кавказского военного округа (далее – СКВО), чей вклад в смертельной борьбе всего нашего народа с сильным, коварным, жестоким и наглым захватчиком не поддается измерению.
Боевая страда курсантских формирований СКВО началась в середине лета 1942 года на юго-западных подступах к Сталинграду и длилась до конца года. Сокрушительные удары курсантских полков по врагу были тоже шагами к нашей общей Победе, пусть пока еще на дальних подступах к ней. Курсантские подвиги под Сталинградом забвению не подлежат, имена бойцов и командиров должны остаться в памяти народной.
Но так уж получилось, что в мемуарной литературе это практически не отражено, да и в архивах соответствующих фондов почти нет. Работ по боевой деятельности курсантских формирований тоже крайне мало, да и те, что есть, в большей части базируются на воспоминаниях участников, а не на документальной основе.
Счастливым исключением можно считать лишь тему о подольских курсантах, но в общем смысле этого мало. Ведь на фронтах Великой Отечественной войны сражалось 35 курсантских полков от различных военных училищ страны, из которых 28 защищали Сталинград 1. Автор не берется полностью заполнить эту брешь, но выражает уверенность в том, что со временем и эта задача будет решена совокупным трудом многих других исследователей. Себе же поставил задачей сделать все возможное по отношению хотя бы к некоторым училищам СКВО.
Автор за работой в ЦАМО: это лишь малый пригорок перед курганами архивных фолиантов, которые пришлось перерыть, устанавливая боевые биографии училищ, курсантских полков и их бойцов и командиров – отдельных курсантов, офицеров и политработников
Первоначально эта работа была задумана как Книга памяти и славы курсантского полка Краснодарского пулеметно-минометного училища (далее – КПМУ). Такой подход является логическим результатом предыдущих работ (книг «Курсанты Краснодарского пулеметно-минометного училища в 96-й гвардейской стрелковой Иловайской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии» и «Судьбы курсантские…»), где отражена история КПМУ второго формирования, т. е. воссозданного после закрытия училища в связи с уходом на фронт. Однако в процессе составления данной книги почти сразу же появилось непреодолимое препятствие в виде невозможности повествовать о героической боевой судьбе только этого полка в отрыве от курсантских полков других краснодарских училищ. Ведь курсантский полк КПМУ в том своем первозданном виде, в каком он прибыл под Сталинград, существовал сравнительно недолго – не более полутора месяцев (автор: а строго говоря, Краснодарская «пулеметка» вторую половину июля, как и все другие училища, рассмотренные в данной работе, т. е. первые две недели, воевала в формате училища – приказы о переназначении комполитсостава училищ на штатные должности стрелковых курсантских полков появились лишь 31.07.1942!). Эти полтора месяца непрерывно и ежесекундно представляли собой цепь жестоких, кровопролитных боев, бомбежек и обстрелов, атак и контратак, окружений и прорывов из них… И потери, потери, потери. Курсанты не умели бегать от противника, да никогда и не думали об отступлении. Они сражались с врагом, зная в бою, как и воины Александра Невского в Ледовом побоище, лишь одно правило: «Умирай, где стоишь!».
Но боевое упорство не бывает без потерь, личный состав училищ (курсантских полков) таял в боях, возможно даже, несколько быстрее, чем обычные стрелковые части. Темп убыли личного состава и связанное с этим сокращение времени существования курсантских формирований (по сравнению с обычными стрелковыми частями) усугублялся еще рядом причин. Вот две, самые болезненные из них. Во-первых, не было не только адекватного пополнения, но вообще никакого пополнения, ибо тогда его просто неоткуда было взять. Во-вторых, еще одним обстоятельством, сокращающим время существования курсантского полка, было то, что курсанты, хоть и не прошедшие в училище даже ускоренного курса обучения, добирали боевой опыт непосредственно во фронтовых условиях и по мере его накопления производились в офицеры. С этого момента хотя они временно и оставались в своих полках и на прежних должностях, но формально уже становились резервом офицерского состава армии и фронта. Под Сталинградом острейшим образом ощущался дефицит офицерского состава, поэтому бывшие курсанты, только что получившие офицерские звания, почти немедленно откомандировывались по новым назначениям в другие части. Практически все курсантские полки смогли просуществовать формально как войсковые единицы лишь до конца августа 1942 года, причем в последние дни их можно было считать полками с очень большой натяжкой, поскольку боевые задачи полкового уровня становились для них непомерно огромными при острой нехватке наличных сил и средств. О напряженности боевой обстановки курсантских полков, сражавшихся в юго-западном секторе Сталинградского фронта в период со второй половины июля и в течение августа 1942 года, хорошо написано в той же книге П. П. Попова и др. «Перелом...».
В главе 1 в качестве общего предисловия ко всей книге раскрывается лишь общая часть их истории. Частности боевой истории восьми училищ СКВО (курсантских полков) и Сводного курсантского полка 64 А, собранного из остатков личного состава пяти курсантских полков, приведены в главе 2 вместе с необходимыми документальными обоснованиями. А очерки о судьбах многих бойцов и командиров этих курсантских формирований представлены в главе 3. Естественно, не всех, ибо, во-первых, есть какой-то предел и авторским возможностям, во-вторых, в архивах необходимого материала обо всех, особенно по рядовому составу, просто нет, а из того, что есть, исследователям моего типа доступно далеко не все из-за ряда надуманных усложнений, например, что я не являюсь их родственником (автор: в том же ЦАМО это ограничение введено в последние годы, т. е. сравнительно недавно. Тем самым ЦАМО превращается в своеобразный сводный семейный архив, часть фондов которого открыта далеко не каждому. В других архивах, например в РГАСПИ, таких препятствий нет). Но ведь подвиг защитников Родины касается каждого из нас, поэтому память о них является как бы общенародным достоянием, и помнить о них мы просто обязаны. Но как в таких условиях можно разрабатывать тематику, подобную затронутой в данной работе, результаты которой, без всяких сомнений, можно считать фрагментами личностной истории страны?!
1 Попов П. П., Козлов А. В., Усик Б. Г. Перелом (по воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы). – Волгоград, 2000. – С. 79.